Литературный портал Планета Писателя: проза, поэзия, статьи, конкурсы, форум, чат

Литературный портал Планета Писателя


 

 Андрей Бубнов на сервере Проза.ру

Сервер Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет.



 


 

Шуба.


 

Описание некоторых видов известной всем одежды .

 

Из истории. Слово «шуба» заимствовано из арабского языка. У арабов джубба была верхней шерстяной одеждой с рукавами.

В Древнем Китае зимой носили несколько халатов сразу, или одежду с подкладкой - цзяпао, или стеганное на вате платье - мяньпао. В северной части Китая ходили в шубах - цю (позднее пиао) из козьего, обезьяньего или собачьего меха. Богатые могли позволить себе соболью или лисью шубу. Самым роскошным мехом считался каракуль. Шубы китайской знати были легкими, и поверхних надевались еще расшитые шелковые халаты.

Европейцы в средние века носили опелянд (по-французски), или тапперт (по-немецки). Это длинное широкое одеяние имело мешковидные рукава или рукава-клеш до земли. На этих нарядах могли быть вышиты изречения или даже ноты популярных мелодий. Иногда опелянд волочился по земле. Со временем тапперты укоротились, став одеждой глашатаев (герольдов). На них появилось украшение - герб господина данного герольда.

Шуба у восточных славян была самой популярной одеждой. Шили кожухи - шубы из 8-9 дубленых овчин длиной до пят со стоячим или отложным воротником. Как правило, кожух был один на всю семью. Самыми дорогими считались белые.

Русские бояре и цари повсюду ходили» в шубах. Они надевали на себя сразу много одежды и несколько шуб. Шубы делали на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые черным кастором или сукном. Иногда лицевая сторона шубы была цвета маренго (черного с белым) или темно-синей. Сзади на шубе обычно имелся разрез.

Воротники шуб были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами. Чаще всего на воротники ставили черный каракуль, выдру под котик, енота, бобра. Иногда меховые манжеты из того же меха, что и воротник.

Меховые шубы застегивались на петли из шкурки, пришитые под борт. Пуговицы ставили большие круглые или в виде палочек, обшитых шнурком.

У людей разного возраста были почитаемы те или иные виды шуб. Шубы на кенгуру и котике пользовались спросом у людей среднего возраста и молодежи. Лису, хорька и енота носили пожилые.

Доха шилась из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу. Внутри такую шубу делали на вате или на меху Дохи были очень длинными, поэтому их надевали поверх другой верхнеи одежды. Их не застегивали, а запахивали. На Сибири, Урале, Дальнем Востоке доху шили из волчьего, собачьего и медвежьего меха. В конце XIX века стали делать дохи из телячьих или жеребячьих шкур на меховой или ватной подкладке.

Романовская шуба изготавливалась из шкур овец романовскон породы с очень густой и не слишком волнистой шерстью. Их делали нагольными, то есть не покрывали сверху материалом. Мездру дубили особым способом (она становилась очень мягкой) и окрашивали в черный или коричневый цвет. Шуба была отрезной по талии, внизу на сборках. Застежку делали как на левую, так и на правую сторону, на крючках. Обычно такая шуба имела отложной воротник, но иногда воротник-стойку. По борту, манжетам, краям карманов нашивали полосы из меха того же цвета и качества, что и на воротнике. Но главное - шубы имели тиснение по борту, краям карманов и по обшлагу. По тисненому рисунку вышивали еще и шерстью. Романовские шубы носили в основном в провинции. Столичные жители их надевали, отправляясь зимой на охоту. Во время первой мировой войны эта одежда получила большое распространение.

Тулуп - просторная, обычно очень длинная верхняя одежда мехом внутрь с большим меховым воротником, чаще всего не крытая. Его надевали поверх другой верхней одежды - армяка. Крестьянские тулупы окрашивались редко. В XX веке тулупом стали называть меховую приталенную одежду, тоже нагольную, длиной лишь до колен.

Поддевка - любимая одежда провинциальных купцов. Она имела оторочку по краям рукава, по борту и карманам, сзади у нее были складки. Нередко ее делали отрезной и присбореннои по талии, с застежкой на крючках и надевали под верхний кафтан. Во время Великой Отечественной войны о поддевках вспомнили - их стали носить полковники и генералы Советской Армии.


Мех и мода.

Еще в 1996 году, когда в Москве проходила Вторая международная ярмарка мехов, у Воскресенских ворот Кремля демонстративно появлялись девушки голышом, едва прикрыв свое тело плакатами с надписью «Лучше ходить голой, чем носить меха». Многие знаменитые модели - Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл - во всеуслышание заявляли, что больше никогда не наденут платье, пальто, туфли и аксессуары из натуральных мехов и кожи. Манекенщиц поддержали модельеры; среди них были Кельвин Кляйн, Джорджио Армани, Донна, Каран... На протяжении долгих лет вела борьбу с меховщиками Брижит Бардо. Негативное отношение к натуральным мехам демонстрировали другие «звезды» - Джейн Фонда, Ким Бессинджер...

Они считали, что материалы, имитирующие мех, ничуть не хуже оригиналов. Но слишком долгое отрицание постоянно держится на интересе. Поэтому о мехе не забывав никогда. И постепенно появляется любопытство. Карла Бруни, примерив одежду из меха, нашла ее очень практичной и красивой. Хотя еще совсем недавно категорически выступала против ношения меховых изделий. Шарон Стоун облачается в шикарные меха от Фенди.

Большую любовь к норке питают модельеры. Гальяно украшает изделия воротниками-шалями естественного цвета и крашенными в голубой. Даже вечернее атласное платье болотного цвета с длинным боковым разрезом декорируется норкой. Позже он у вспоминает об одежде испанских грандов - шелковых и бархатных плащах, расшитых золотом и отороченных или подбитых мехом. Вечный экспериментатор Поль Готье предлагает из норки даже тельняшки, окрасив полоски меха в белый и голубой цвет. Он облачает модницу и в безрукавное платье из рыжей лисицы в пол.

Феро делает из норки пальто-макси, а оторочку низа - из белого песца. Шикарное длинное пальто из соболя сотворил Ив Сен-Лоран.

Дольче и Габбана тоже с симпатией относятся к «мягкому золоту». Их плащ-макси украшает воротник-шаль из крашеного в шоколадный цвет песца. Велюровый жакет, расшитый богатой цветочной вышивкой, декорируется крашеным песцом. Мюглер предлагает носить песцовое болеро с прозрачными брюками. Баль мэн видит современную женщину в жакете из горностаевого меха с отделкой из оренбургских пуховых платков. Гуччи вынуждает раскошеливаться рьяных модниц даже на сумочки из блестящей норки.

Естественный материал окрашивается в самые немыслимые цвета. Например, пальто отделывается овчинои ярко-красного цвета, лисица мелируется в цвет шоколада.

Среди мехов обозначились лидеры. Модная лисица - дымчатая, серебристая, рыжая, черно-бурая, белая или мелированная в шоколадные тона.

Востребован также соболь и горностай. Соболь используется как натурального цвета, так и крашеный в огненные тона лис. В большой чести мутационная норка, получаемая при скрещивании животных разных оттенков, а также стриженая и крашеная - подшерсток, например, красят в один цвет, сам мех в другой или оставляют его в первозданном виде. Бобер гоже хорош, его выстригают полосами, орнаментом. В качестве основных появились также авангардные меха бурундука и крота.

Главная особенность модных жакетов из меха - ощутимый объем. Подчас жакеты напоминают форму американских футболистов (например, в коллекции Тьерри Мюглера). Популярен и так называемый декоративный вид жакетов - меховые болеро с массивными рукавами.

Меха вовнутрь более популярны в странах - законодателях моды, таких как Италия и Франция. Англичане и русские, напротив, предпочитают показывать мех.


Уход за мехом.

Сильно загрязненную меховую одежду чистят горячими отрубями. Отруби кладут в кастрюлю, ставят на огонь и мешают, пока они прогреются. Меховую вещь, разложенную на столе, посыпают горячими отрубями, протирают рукой по направлению ворса и обратно. Затем мех встряхивают и выколачивают. Ворс расчесывают гребнем или металлической щеткой. Вместо отрубей можно взять кукурузную муку крупного помола или подогретые опилки лиственной (не хвойной, смолистой) древесины. Цветной каракуль и мех зайца-беляка чистят также овсяной или ржаной мукой.

Белый мех хорошо чистить картофельной мукой или манной крупой. Если изделие сильно загрязнено, подойдет картофельная мука, замешанная на бензине. Густую кашицу осторожно втирают в мех против ворса и легко протирают. Стряхнув загрязненный порошок, вещь осторожно выколачивают.

С помощью картофельной муки можно вернуть белизну загрязненной светлой овчине. Мех посыпают мукой и обильно опрыскивают из пульверизатора теплым слабым раствором универсального стирального порошка или хозяйственного мыла высокого качества. Тестообразную массу размазывают руками и, когда она высохнет, убирают щеткой.

Натуральный мех, пожелтевший от времени, можно отбелить перекисью водорода, добавив в него несколько капель нашатырного спирта.

Загрязненные вещи из каракуля нужно сначала выбить, а затем для придания блеска несколько раз протереть ладонью, слегка смоченной оливковым маслом.

Мех бобра, выдры, крота чистят сухим горячим песком. Мех раскладывают на столе, посыпают песком и протирают ладонью. Грязный песок стряхивают и подсыпают новый до тех пор, пока рука не будет оставаться чистой.

Изделия из козлика моют холодной мыльной водой, затем ополаскивают и сушат.

Вещи из искусственного меха нельзя стирать, они могут непоправимо испортиться. В домашних условиях их надо чистить так, чтобы не намокла основа. Для этого в небольшом количестве теплой воды (35-45 °С) растворяют нейтральное моющее средство (2-3 ст. л. на 1 л воды) и взбивают пену. Затем, повесив изделие на плечики, аккуратно обрабатывают поверхность по направлению ворса, набирая на щетку пену.

Остатки пены снимают отжатой почти досуха хлопчатобумажной тканью также по направлению ворса. После этого нужно еще раз хорошо протереть поверхность меха махровым полотенцем и затем повесить изделие сушить. Когда мех полностью просохнет, его надо тщательно расчесать, чтобы придать ворсу блеск, рассыпчатость, пышность. Если вещь загрязнилась лишь местами, например воротник, рукава, то можно чистить эти места тампоном, смоченным в бензине и отжатым почти досуха. Затем изделие необходимо хорошо проветрить на воздухе.

Можно восстановить блеск потускневшего меха. Для этого измельчают до порошкообразного состояния ядра грецких орехов, завязывают порошок в сложенную вдвое-втрое марлю и протирают этим тампоном мех по волосу. После того как ореховое масло впитается, мех приобретает красивый стойкий блеск.

Для увеличения блеска мех протирают тряпочкой, смоченной глицерином или уксусом.

Ремонт меха.

Если мех смялся, его протирают влажной губкой, чтобы ворсинки намокли. Потом мех расчесывают по направлению ворса и оставляют сохнуть. Затем его выбивают.

Если от неправильной сушки или по другой причине потеряла эластичность мездра, ее смачивают раствором (1 ст. л. уксуса и 50 г соли на 1 л воды), разминают и растягивают в разных направлениях. Операцию повторяют несколько раз с перерывами в 2-3 часа, после чего мех сушат, снова разминают и смазывают эмульсией (100 г мыла, растворенного в небольшом количестве теплой воды, 100 г рыбьего жира, 15-20 капель нашатырного спирта, 1 л воды). Меховую вещь складывают пополам (мездра к мездре), выдерживают в течение 3-4 часов, затем, развернув, сушат при комнатной температуре, разминают и растягивают в разных направлениях.

 

 

 

Наверх | Назад  

Главная | Текстография | Всякая всячина

 

© 2009-2023 Андрей Бубнов | Все литературные произведения, размещенные на сайте, охраняются законом об авторских правах 12+

При использовании материалов с данного сайта, обязательна ссылка на сайт!

 

 

 
Hosted by uCoz