Описание некоторых видов известной всем одежды .
Из истории. Слово «плащ» имеет корень, роднящий его со словами полотно, платок и плоский. Так как в Западной Европе довольно поздно пришли к идее рукавов, то и верхняя одежда была преимущественно без них. Эта одежда имела вид плаща без рукавов
Шумеры в III тысячелетии до н. э. носили просто мех с длинной шерстью. Цари облекались в мантию, прототипом которой был плащ кочевника. Одежду людей мужского пола знатного происхождения нередко украшала бахрома по краю, сплетенная из узелков.
Гиматион - шерстяной плащ, который античные греки надевали поверх хитона. Гиматион имел прямоугольный или закругленный с одной стороны покрой, одинаковый как для мужчин, так и для женщин; его размер был приблизительно 1,7-2 м на 4-5 м. Чтобы он лучше сидел, в углах подвешивали небольшие гири.
Гиматион накидывался на оба плеча так, чтобы концы свисали спереди до колен или ниже. Позднее ткань гиматиона перебрасывали через левое плечо и придерживали спереди рукой, правое же плечо оставалось свободным.
Ораторский гиматион перекидывался через правое плечо назад, охватывал верх спины и накидывался сзади на левую руку от плеча до кисти. Драпировка правой руки приучала оратора к сдержанной жестикуляции.
Женский гиматион закрывал все тело, включая голову.
Тога была верхней одеждой античного Рима. Ее могли носить только свободные граждане. В нее заворачивались, как в одеяло, ночью и драпировались днем.
Тога представляла собой прямоугольный, круглый или эллипсовидный кусок ткани размером приблизительно 1,8-2 м на 6 м. Она складывалась вдвое, но не по диаметру, а на две части так, чтобы один край был виден из-под другого. Тогу также набрасывали на левое плечо, перегибали через спину, затем пропускали под правую руку и опять закидывали на левое плечо. Левая рука была закрыта, правая оставалась свободной.
Женщины вместо тоги носили столу - длинную и широкую тунику, перепоясанную дважды - под грудью и ниже талии. Но девушки и незамужние женщины не могли надевать столу, так как их статус был еще не определен.
Славяне носили плащ с застежкой на правом плече. У него были разные названия, крзно, коц, кочь, меч. Плащ считался дорогой одеждой для прохладного и теплого времени года. Состоятельные люди делали плащи на подкладке из дорогой ткани или меха. Иногда он был полностью меховым, иногда мехом только оторачивался. Позднее крзно превратилось в приволоку - короткий плащ, который носили русские дворяне до времен Петра I.
В древности существовали и другие виды плащей.
Лацерна - римская накидка (аналогичная греческой хламиде) с калюшоном, надевалась во время дождя поверх тоги.
Паллиум - широкий плащ, наподобие гиматиона, был распространен в Греции, а позднее и в Риме.
Палудаментум - пурпурный плащ римских полководцев, по крою похож на лацерну.
Пенула - древний римский плащ для зимней непогоды. Он не имел рукавов, был округлой, а позднее эллипсовидной формы. Изготавливался из грубой овечьей шерсти или кожи. Спереди он имел только отверстие для головы и обычно капюшон.
Пеплос - прямоугольный кусок шерстяного сукна. Его прикладывали к телу, а на плечах скрепляли булавками. Это было верхнее длинное ниспадающее одеяние греческих женщин.
Фарос - предшественник гиматиона. Полотняный пурпурного цвета плащ, который носили в Древней Греции.
Хламис - уменьшенный вариант гиматиона (1х2 м). Это прямоугольный плащ античных греков. Носили его юноши, всадники, солдаты и путешественники. В римской империи хламис надевали и женщины.
У плаща интересная многовековая история. Нередко названия фасонов связаны с именами людей, причастных к их возникновению.
Адриен - свободная, удобная верхняя одежда эпохи рококо с многочисленными складками на спине - своим названием обязана комедии П. Теренция «Девушка с Андроса». Дело в том, что в ней впервые появляется актриса Донкур в роли беременной женщины, одетой в адриен. Вскоре этот плащ стали использовать для путешествий и в качестве домашней одежды.
Альмавива - просторный плащ пользовался успехом в начале XIX века. В плащ такого фасона был одет актер, исполнявший роль графа Альмавивы в пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Гавелок - длинный мужской плащ без рукавов с пелериной - был назван по имени английского генерала Генри Гавелока (1795- 1857 гг.).
Макинтош появился благодаря Чарльзу Макинтошу. В 1823 году шотландский химик Чарльз Макинтош соединяет ткань с резиной и получает водонепроницаемый материал типа плащевки, которую в дальнейшем используют для пошива верхней одежды. Причем это открытие Макинтош сделал случайно: он измазал костюм раствором каучука, а потом заметил, что это место не промокает. Первые плащи были примитивными. Плащ, а также легкое пальто, которое теперь называют макинтошем, обычно имеет прямой силуэт, средних размеров отложной воротник (хотя не всегда), на спине - шлицу, застежка чаще всего супатная, прорезные карманы с листочками расположены наклонно, пояс и паты на рукавах с пряжками.
И это еще не все многочисленные «родственники» плаща, существовавшего в прошлом.
Глоке - самая простая форма мужского плаща, представлявшего собой круглую накидку с отверстием для головы. Ее носили в средние века. Но и сегодня ее используют в качестве спортивной одежды - как накидку из неваляного сукна.
Гонке - расширенная накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины - на голове. Иногда женская гойке крепилась в верхней части на проволочный каркас, и таким образом на голове возникало нечто вроде гнезда. Иногда она заканчивалась на голове округлой шапочкой.
Губертус - теплый непромокаемый плащ из неваляного сукна, сначала предназначался для охоты. Название происходит от имени святого Губерта - покровителя охотников.
Клок - длинный мужской и женский плащ, который появился в средние века. В России известен на рубеже XVIII-XIX веков. Представляет собой безрукавную накидку колоколообразной формы. Его шили не только из шелка, но и сукна.
Крзно - плащ без рукавов, с застежкой на правом плече, распространенный среди славян. Богатые делали его на подкладке из дорогой ткани или меха. Иногда оно было целиком меховым, иногда только оторачивалось мехом.
Пыльник появлялся в моде дважды (в 30-е и 50-е годы). Шили его из разных тканей - хлопчатобумажных и шелковых. От дождя и ветра он не защищал, поэтому уступил место более практичному плащу.
Реверенда - мужской плащ XVI столетия с широким воротником и широкими рукавами. Носили его священники, мастера и горожане.
Сермяга - крестьянский полотняный.
Плащ-треич суконный мужской плащ.
Честерфилд - однобортный мужской плащ со скрытой застежкой, названный в честь индийского вице-короля Честер-фидда.
Шаперон - короткий плащ с капюшоном.
Современный плащ. Существует тенденция к совмещению функций демисезонного пальто и плаща в одном предмете. Современные плащи различаются фасонами.
Плащ свободной формы имеет воротник и рукава достаточно объемные, длина ниже коленей. Такой плащ носят женщины.
Плащ с потайной застежкой (супатом), рукавом реглан и прорезными карманами. Покрой достаточно свободный. Встречается как в мужском, так и в женском гардеробе.
Плащ-тренч (армейский плащ на съемной шерстяной подкладке). Характерны: свободный силуэт, рукав реглан, отлетная кокетка спереди и сзади, прорезные карманы, двубортная, высоко расположенная застежка, отложной воротник на стойке, погоны, хлястики на рукавах, пояс или ремень с пряжкой, шлицы. Используется в женском и мужском гардеробе.